![]() «Я стараюсь все делать правильно …» Диализный центр – медучреждение особое. Высочайшая квалификация персонала, не только медицинского, но и технического, повышенные требования к качеству любых работ, начиная с этапов строительства и ввода в эксплуатацию, особое внимание к психологическому климату, комфорту в стенах центра. «Почему?» — может задаться вопросом человек, не знакомый с нефрологией, с диализным делом. С переходом на гемодиализ жизнь человека меняется. Она подчинена жесткому распорядку, жизненно – необходимым правилам. От того как быстро человек примет их, впишет в повседневную жизнь, адаптируется в новых условиях, «поверит» специалистам, работающим с ним, зависит качество жизни и ее продолжительность. В идеале человек должен приходить в центр надолго, меняя его лишь по объективным обстоятельства, в случае переезда, например. Пациент вправе рассчитывать на то, что помимо самой, качественно проведенной процедуры гемодиализа, он приобретет и компанию единомышленников, новую «семью», которая поддержит, направит, поможет решить массу текущих вопросов медицинского, социального, психологического характера. Если диализный центр небольшой, все вышесказанное становится еще более актуальным. Заведующему таким центром с одной стороны проще руководить маленьким коллективом, с другой – запросы, нужды пациентов, объективные и субъективные, становятся выше, а ответственность перед ними и персоналом выше и … уже другого порядка. Ольга Леонидовна Благодатских руководит ЦАД г. Екатеринбург, ул. Ирбитская 68. Многие из ее пациентов считают центр «вторым домом». Высокая квалификация, внимание ко всему, последовательность и мягкость, по мнению Ольги Леонидовны, – основные составляющие успешной работы в диализном деле. D: Ольга Леонидовна, как Вы пришли в нефрологию? ОЛ: я закончила Ижевскую государственную медицинскую академию в 2003 году. Поступила сразу же после школы, в 17 лет, на «лечебное дело». Потом работала в терапевтической интернатуре. В это время мы часто переезжали из – за работы мужа. Пока обживались на новом месте, пока определяли ребенка в садик … я искала место. Устроилась в клиническую ординатуру, где и поняла, что нефрология – это «мое», именно это дело мне по душе. Отучилась, получила специализацию, осталась в консервативной нефрологии и тут … мы опять переехали (смеется). На этот раз в Екатеринбург. А непосредственно с диализными пациентами я работаю с 2012 года. D: это Ваш первый опыт руководящей работы? Как Вы себя чувствуете в этом качестве? ОЛ: да, руководящий опыт первый. Знаете, центр у нас маленький, на 10 мест. Открылся в 2018 г. Первые полгода я была единственным врачом центра. Сестре старшей все время говорила: «Я сама собой руковожу!» (смеется). Сейчас у меня уже есть второй врач, она молодой специалист, я ей помогаю быстрее адаптироваться к нашим особенностям. Так что все логично и постепенно. D: на что Вы ориентируете молодого специалиста, к чему следует быть готовым в первую очередь, приходя на работу в диализный центр? ОЛ: мы здесь все одно целое, одна «семья». Мы «растем» и стареем вместе. Они, пациенты, знают нас, а мы их. Прежде всего, люди не должны чувствовать себя брошенными. Каждого нужно просмотреть, изучить. И делать все нужно правильно! Если человек видит ответственность и внимание врача, он начинает доверять. Тогда и я, в свою очередь, могу «требовать», настоять на своем, например, в том, что касается соблюдения врачебных рекомендаций, режима дня. А молодого доктора, который приходит «к нам», следует прежде всего обучать качеству работы. Он должен понять, что все надо делать хорошо и правильно. Всегда! Конечно, это скорее относится к области психологии и этики, потому что базовый профессиональный уровень должен быть высоким по определению. D: какого «стиля» общения Вы придерживаетесь с пациентами? Особенно с теми, кто любит «нарушать»? Метод «кнута и пряника» актуален здесь? ОЛ: я — очень мягкий человек, очень. И с пациентами работаю мягко и очень постепенно. И они слушаются. Тоже постепенно, но слушаются. Человек должен на себе прочувствовать – то, что ему говорят, работает. Одна процедура, две, три … и состояние улучшается, показатели, сил прибавляется. Тогда он начинает прислушиваться, выполняет необходимые назначения, не капризничает. А жестко «стучать кулаком по столу» я не могу с ними. Есть две условные группы пациентов, они все требуют внимания, но разного. И разной реакции. Первым тяжело разговаривать о своих «болячках». Они скорее будут молчать, когда действительно требуется вмешательства врача. К ним надо быть особо внимательным. Другие считают, что просто обязаны на каждом сеансе на что – нибудь пожаловаться. Не из вредности, так они понимают ответственное отношение к себе и к делу. К ним также необходимо прислушиваться, ведь к жалобам «привыкаешь», а они могут оказаться сигналами тревоги. D: в нефрологии очень важна профилактика. В таком камерном центре просветительская работа проходит легче? Ей много уделяется внимания? ОЛ: просветительская работа очень важна, и она проводится. В наших условиях это, конечно, легче. Иногда пациенты настолько проникаются, настолько доверяют, что начинают считать нас «единственными» специалистами, причем, не только в области нефрологии… Мы постоянно обращаем их внимание на то, что всем членам семьи необходимо периодически обследоваться. Особенно, когда речь идет о наследственных заболеваниях, таких как поликистоз, например. Приятно, что люди нас слышат. Есть несколько случаев, когда удалось выявить ХБП на ранней стадии, принять меры, держать организм под контролем. Неправильно, что результаты анализов и УЗИ родственников многие несут нам! И не только для консультации, но и для ведения, лечения. Мы их, конечно, выслушиваем, советуем, но обязательно направляем к своим коллегам для постоянного наблюдения. Тем более, что среди выявленных есть дети. D: Ольга Леонидовна, как Вы отдыхаете, снимаете стресс? ОЛ: я работаю по сменам, как и многие мои коллеги. Иногда просто хочется выспаться, ведь дома еще и семья. Мы ездим все вместе на море летом обязательно, еще удается пару – тройку раз за сезон выбраться на природу с палатками. Развлекает нас всех дочка, ей 5 лет. С ее появлением жизнь стала заметно веселее, она в этом мастер. Вообще, я даже литературу художественную в последнее время читаю программную. То, что старший сын в школе проходит. Не для контроля, а чтобы помочь, обсудить, освежить в памяти. Ему 16 сейчас. Вообще, мне очень помогает муж. В жизни и даже в работе. Он математик, интеллектуал. Мы вместе еще со студенческих лет. D: а спорт в Вашей семье популярен? ОЛ: спорт? (смеется). Ну… мы – такая обычная семья. Где – то пробежишь, где – то позанимаешься. Муж периодически на пробежки выходит. Сын единоборствами увлекается, но сейчас травму получил, ему запрещают продолжать пока. Нет, мы – не спортивная семья, форму поддерживаем и только. Вот посмотрю на себя критическим взглядом и пойду фитнесом позанимаюсь. Так вот … D: на каких принципах строится Ваше отношение к жизни? Что для Вас главное? ОЛ: я стараюсь жить правильно, по мере своих возможностей. Относится с пониманием и уважением к окружающим меня людям. Важно, чтобы и меня уважали. Мне необходимо быть нужной и хорошо делать свою работу. Ну а если отдыхать, то тоже хорошо!
|