![]() «Если не я, то кто? А победителей не судят …» Открытие диализного центра – сложный многоуровневый процесс, в котором задействованы специалисты разных областей. Их профессионализм, согласованность действий и взаимопонимание – залог успешной работы комплекса в будущем. С момента утверждения проекта и до ввода его в эксплуатацию, на протяжении всего времени функционирования центра техническая (инженерная) служба является одной из ведущих. Ее безукоризненная работа дает возможность медицинскому персоналу сосредоточится на своих прямых обязанностях, а пациентам – получать услугу должного качества, на уровне мировых стандартов. Александр Андреевич Щипанов – главный инженер ООО «Уральский медицинский центр» и ООО «Диасан», входящих в группу компаний «Диаверум». В диализное дело пришел в 90 – ые, когда многие научные работники, педагоги и практики были вынуждены искать новые места работы, где их знания и опыт были бы востребованы. D: Александр Андреевич, как Вы пришли в нефрологию? АЩ: я – инженер – технолог, закончил Уральский политехнический институт им. С.М. Кирова (теперь Уральский федеральный университет) и остался там работать. Шестнадцать лет занимался исследовательской деятельностью, получил пятнадцать «Авторских свидетельств СССР». И … ушел работать в школу учителем технического труда у мальчиков 5 – 8 классов. Немного странно? Понимаете, большинство моих работ «ложилось на полку». Они проходили успешную апробацию на производстве, имели массу положительных отзывов и характеристик, но не внедрялись в практику. Еще в институте в рамках предмета «Курсовая научная работа студентов» я наблюдал такую картину: приходят ребята, «голова есть, руки тоже», а что с этим «делать» они не знают. Теорию и практику совместить не могут. Подумал, что начинать надо учить этому раньше, еще в школе. Тогда появилась возможность для учителей вести занятия по авторской методике, я так и сделал, и мои научные разработки получили практическое применение. В школе проработал 7 лет, это было очень плодотворное время, благодарное, с огромной психологической отдачей. Ведь как получалось: мои отличники и умницы, как правило, были общепризнанными школьными двоечниками – троечниками. Ярлык будущего пэтэушника к ним уже приклеился. Но благодаря нашей программе (у меня были коллеги – единомышленники) мальчики, работая руками, получали знания и закрепляли их на практике, из других дисциплин, прежде всего из физики. Да, потом очень многие шли в ПТУ, но на этом образование не заканчивали. Приходили ко мне, не к классному руководителю, показывали дипломы с отличием этих самых ПТУ и техникумов, рассказывали кто в какой ВУЗ собирается или уже поступил. Я пришел в школу в 1988 году и не ушел бы, наверное, не начнись в стране эта «неразбериха». Надо было кормить семью … Я стал искать новое место работы, где мой опыт и знания также найдут применение. Жили мы с семьей в молодежном жилом комплексе (МЖК). А «соседом» моим был бывший директор школы, бизнесмен, один из первых в России, обратившийся к теме диализа. Когда стало совсем невмоготу, я обратился к нему за помощью в поиске работы. Тогда вопрос подвис, но через какое – то время он пришел сам: «Сможешь наладить сервисную (инженерную) службу в клинике (ТОО фирма «Юнона — мед»)». «Конечно!» — ответил я. Так и началось для меня диализное дело. D: технический персонал для клиник отбираете Вы? Какие качества будущих сотрудников в приоритете? АЩ: да, я участвую в отборе кадров. Для технического персонала диализных центров необходимо оптимальное сочетание базового профессионального образования (инженерного) и человеческих качеств. В нашем случае – понимания специфики учреждения. Ведь диализному инженеру придется общаться с медиками разной специализации, очень ранимыми в психологическом плане пациентами и коллегами — смежниками. Это надо понимать, быть готовым к решению экстренных вопросов в «полевых условиях», быть гибким и принципиальным одновременно. Иначе никак, ведь речь идет о поддержании жизни людей. Мне запомнился отбор в клинику «Сфера Эстейт» в Уфе. Соискателей было очень много. В «финал» вышли 5. Все они были примерно одного уровня, закончили один ВУЗ (Уфимский государственный технический университет по специальности «авиационное приборостроение»), имели внушительный опыт работы, среди них была и одна девушка. Чтобы сделать окончательный выбор, я решил поговорить с каждым по телефону спонтанно. Все отвечали очень грамотно, четко и … односложно. И только один из них с удовольствием (!) рассказал, как он представляет себе работу с людьми, как будет коммуницировать в непростых ситуациях. Это и стало решающим фактором при выборе его кандидатуры. D: Александр Андреевич, так Ваша специальность не «чисто мужская», женщины претендуют на эту должность? АЩ: женщина может быть прекрасным инженером диализного центра. В России это пока не развито. Я знаю только одного специалиста, она работает в Тольятти. Выше всяких похвал! А во время стажировки и сертификации в Бельгии, например, у нас была преподаватель женщина. Так что мы девушек со счетов не сбрасываем, скорее они традиционно считают, что эта работа не для них. Другое дело, что в некоторых клиниках, небольших, как правило, обязанности инженера — техника выполняет заместитель заведующего по АХЧ. Самостоятельные штатные единицы есть не везде, хотя в идеале должно быть именно так. D: к чему может привести недостаточное количество специалистов технической службы, обслуживающих диализные клиники? АЩ: к непростым (опасным) внештатным ситуациям, досрочному выходу из эксплуатации нашего оборудования, очень недешевого, к слово сказать. Наши аппараты работают долго и качественно, дольше, чем у многих конкурентов. А ведь были случаи (не в «Диаверум», к счастью) – из клиники сообщали о поломке, техник выезжал на место, и оказывалось, что аппарат просто не помыли! Промывка – это вообще «региональный вопрос». Несмотря на то, что вода для диализного оборудования используется питьевая, ее качество оставляет желать лучшего. Особенно после очередного ремонта, профилактики на трассе, весной и осенью.
D: Александр Андреевич, Вы сейчас только на руководящей работе или «выезжаете на места»? АЩ: не только на руководящей, я полностью «в строю». А как иначе? Тем более, что у нас заключены договоры на обслуживание как с производителями, так и с другими центрами. Профилактика, ремонт, консультации, очные и по телефону – полный список услуг нашего профиля. D: как Вы отдыхаете? Что еще радует при такой насыщенной профессиональной жизни? АЩ: я рыбалку люблю и дачу. Сосновый лес, река в 100 метрах, большой сад. Когда – то в этих местах золото мыли, драга ходила. Остался пересохший водоем. Мы с соседями договорились и пруд сообща сделали. Теперь там внук рыбу ловит. D: у Вас большая семья? АЩ: жена, две дочери и четверо внуков. С женой познакомились еще в Политехе, она там всю жизнь проработала. Дочери у меня во всех смыслах «отличницы», а внуки такие разные и по возрасту, и по интересам (смеется)! 22, 16, 10 и 6 лет. Трое парней и девочка! D: каким основным принципом Вы руководствуетесь в жизни? АЩ: я всегда был активным человеком, думал: «Если это не сделаю я, то кто это сделает? И как?» В жизни необходимо принимать взвешенные, обдуманные решения и идти до конца с полной ответственностью. Тем же кто говорит, что «инициатива наказуема» (так и есть), отвечаю: «Да, но победителей не судят». |